Сфера образования города Тулуна представлена 10-ю средними школами, гимназией, 13-ю дошкольными образовательными учреждениями, 1 школой-садом и 1 прогимназией, 1 специальным учреждением образования (коррекционная школа VIII вида №3) и 2 учреждениями дополнительного образования.
В городе функционирует 10 экспериментальных площадок: две - областного уровня (школа №1, гимназия); пять - городского уровня (школа №25, школа №20, ЦДО «Кристалл», ДОУ «Алёнушка», ЦРР «Жемчужинка»); три - школьного уровня (школа № 4, ДОУ «Родничок», ДОУ «Теремок»).
Из 15 дошкольных образовательных учреждений, функционирующих в городе, - 3 детских учреждения с приоритетным направлением развития ребенка, 2 комбинированного вида, 1 центр развития ребенка, 2 начальных школы-сада. В режиме эксперимента работают коллективы детских садов «Родничок», «Жемчужинка», «Алёнушка», «Теремок».
Успехи и достижения
Приоритетный национальный проект «Образование» имеет важное значение, как прецедент оказания государственной поддержки федерального уровня общеобразовательным учреждениям, педагогическим работникам. Прошедший год для образования города был удачным. В 2006/07 учебном году общественную экспертизу в рамках национального проекта «Образование» проходили МОУ СОШ № 1 (директор С.В. Анцупов), МОУ СОШ № 2 (директор О.В. Бородачёва), как учреждения, активно внедряющие инновационные образовательные программы. Девять педагогов города претендовали на получение денежного вознаграждения за значительный вклад в образование. Мастер-классы двух педагогов из школы № 25 Ульдановой Ирины Владимировны и Олюхно Татьяны Григорьевны были представлены на областном форуме. По итогам общественной экспертизы победителем, как учреждение, активно внедряющее инновационные образовательные программы, признана школа № 1 (директор Анцупов Сергей Васильевич), коллектив школы получил денежное вознаграждение в размере одного миллиона рублей. Восемь педагогов за высокое мастерство и значительный вклад в образование получат денежное вознаграждение в размере ста тысяч рублей: Тюкавкина Ирина Владимировна (школа №1, учитель немецкого языка), Рукосуева Ольга Юрьевна (школа №1, учитель географии), Корсак Нина Стефановна (школа №20, учитель биологии), Войлошникова Елена Брониславовна (школа №20, учитель русского языка и литературы), Ульданова Ирина Владимировна (школа №25, учитель русского языка и литературы), Коновалова Ольга Николаевна (гимназия, учитель географии, биологии, экологии), Ильина Людмила Михайловна (гимназия, учитель химии), Клепикова Лидия Олеговна (прогимназия, учитель начальных классов).
Были изданы сборники «Школы-миллионеры», «Лучшие учителя», в которых представлен информационно-аналитический материал, раскрывающий деятельность гимназии (директор Л.В. Жигачёва, учреждение стало победителем в 2006 году) и школы № 1 (директор С.В. Анцупов, учреждение-победитель 2007 года), как учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы; и педагогов, прошедших конкурсный отбор. Мы от души поздравляем коллективы этих учреждений, педагогов и желаем дальнейших творческих успехов, оптимизма и профессионального совершенствования.
В рамках национального проекта с 1 января 2006 года введена доплата за организацию воспитательной работы 226 классным руководителям из федерального бюджета дополнительно к действующим региональным и муниципальным надбавкам.
В последние годы началось обновление материальной базы и оборудования в образовательных учреждениях. Большое значение в обновлении оборудования сыграла программа компьютеризации школ в рамках проекта «Образование». В настоящее время во всех школах города имеются компьютерные классы, 6 школ подключены к всемирной глобальной сети Интернет; в гимназии установлен интерактивный комплекс и 2 интерактивные доски в школе № 1 и прогимназии. Из областного и федерального бюджета выделено учебно-наглядное оборудование для кабинетов биологии, физики, химии, географии в 2006 году, а в 2007 году школы №4, 19 получат кабинеты биологии, школа № 7 - кабинет физики, школа № б - интерактивный комплекс. В 2006/2007 учебном году библиотеки школ пополнились литературой в количестве 4 692 экз. на сумму 196 000 рублей из областного бюджета, 450 000 рублей средства родителей. Качество учебников и обеспеченность школ учебниками - залог хороших знаний школьников. При формировании учебных фондов школьных библиотек используются различные источники финансирования: родительские взносы, средства местного и федерального бюджетов. Но вместе с тем школьные библиотеки испытывают большие трудности с комплектованием фондов. Книжные фонды обветшали на 45%.
Качество интеллектуальных ресурсов становится главным геополитическим фактором. Позитивными результатами работы в этом направлении в прошедшем учебном году являются следующие показатели. В этом учебном году 160 педагогов прошли курсовую
переподготовку, из них 41 учитель по информационным технологиям, аттестованы на высшую квалификационную категорию 25 педагогов, на 1 квалификационную категорию - 59 педагогов, на 2 квалификационную категорию - 48 педагогов, на 1 квалификационную категорию аттестованы 9 вновь назначенных руководителей. Всего же по городу имеют квалификационные категории 81 % педагогов, из них высшую квалификационную категорию - 18% (103 человека), 1 квалификационную категорию - 43% (242 педагога). Высокий процент педагогов с высшей квалификационной категорией сохраняется в гимназии, в школах № 1, 2, 25, в детских садах «Теремок», «Жемчужинка», прогимназии «Гармония».
Творческая активность педагогов продолжает набирать темпы. На международном совещании учителей русского языка в рамках четвертого Байкальского экономического форума в г. Иркутске с докладами из опыта своей работы выступили Р.В. Гуринович, Г.М. Желтко (педагоги гимназии). Третье место на региональном конкурсе «Информационные технологии в образовательном процессе» заняла Т.Н. Степаненко, заместителя директора по информационным технологиям гимназии. Почётной грамотой награждена Г.М. Желтко, принявшая участие во всероссийском конкурсе «Урок года». Под руководством И.Г. Коблиной, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, ученики гимназии стали победителями конкурса «Сто классных проектов», общая сумма целевого поступления составила 20 000 рублей. Обобщили опыт своей работы на региональном уровне с изданием сборника материалов - Лимайкина Елена Алексеевна, Зайцева Надежда Леонидовна, Желтко Галина Михайловна, Серебрякова Наталья Владимировна, гимназия, отмечены в конкурсе методических материалов по экологии «Энергия и среда обитания» Орловская Наталья Степановна, Корсак Нина Стефановна, учителя биологии школы №20. С опытом работы выступила Почерней Ольга Константиновна на зональной научно-практической конференции. Представили опыт работы по теме «Инновационные процессы дошкольного образования» на региональной научно-практической конференции педагоги прогимназии «Гармония» Кузьмина М.В., Заголовец И.В., Большакова А.В., Безносова Н.В. По приглашению Британского Совета приняли участие в региональном семинаре Л.Г. Пушко, М.В. Кузьмина, во всероссийском фестивале «Открытый урок» представили опыт своей работы Л.О. Клепикова, И.С. Туева, Т.С. Мушникова, Е.П. Лысова, Л.Г. Пушко, Л.К. Конузелёва.
В марте проходил городской конкурс профессионального мастерства «Учитель года – 2007». Смотр-конкурс «Учитель года» традиционный, но каждый год содержательный характер конкурса обновляется. Для привлечения внимания общественности и поддержки большего числа педагогов города в текущем году введены номинации «Сердце отдаю детям» (для педагогов дополнительного образования), «Самый классный классный» (для классных руководителей), расширен спектр городских этапных конкурсов (Мастер-класс, Педагогический ринг, Пресс-конференция, Защита программы, Презентация педагогического опыта) с целью показа научно-теоретического уровня, разносторонности личности, кругозора, креативности, культурологического мышления педагога. Участие в конкурсе приняли 24 педагога из 16 образовательных учреждений. На основании решения жюри конкурса победителями признаны. Победителем конкурса «Учитель года-2007» признана Валько Оксана Владимировна, учитель математики МОУ СОШ № 1. В конкурсе «Сердце отдаю детям» победителем стала
Зайцева Надежда Леонидовна, педагог дополнительного
образования МОУ гимназия. В конкурсе «Лучший по профессии» первое место у Котовой Веры Ивановны, воспитателя МОУ прогимназия «Гармония». В конкурсе «Самый классный классный» победила Грищенко Галина Фёдоровна, учитель МОУ СОШ № 20.
Не отстают от своих педагогов и ученики. На областной научно-практической конференции «Шаг в будущее» Гончарова Юля из школы №25 заняла 1 место (учитель Ульданова Ирина Владимировна). Вознюк Софья (школа №25) - призёр городского конкурса «Ученик года». Ученики школы №20 Викулова Ирина, Воронина Инесса, Собещакова Вика отмечены грамотой в областном конкурсе на лучшее описание исчезнувших и исчезающих деревень Иркутской области «Былое не забыто». Иванова Настасья, школа №4, стала победительницей регионального конкурса «Звездопад». Баранов Валерий занял 2 место в региональной олимпиаде по географии, 10 учащихся школы №6 вошли в энциклопедию «Лучшие люди России». Царукян Кнкуш (школа №4) - тринадцатикратная чемпионка по лёгкой атлетике школа №4.
Подготовлено по материалам доклада на августовском педагогическом форуме и.о. начальника отдела образования Л.Н. Григорьевой
Новый этап – предпрофильная подготовка учащихся
На повышение качества общего образования нацелено также введение предпрофильной подготовки и профильного обучения. Это новая педагогическая стратегия российского образования. Целью профильной ориентации является оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании дальнейшего образования.
Мультипрофильная модель предполагает возможность для сильных учеников выбор предметов по максимуму, а для слабых – по своим силам. Такой способ реализации профильного обучения выбран средней школой № 1. 83% учащихся школы выбрали профильное обучение. Профильные ориентиры выбрали также гимназия и школа № 6.
На сегодняшний день стоит задача по созданию муниципальной сети предпрофильной подготовки и профильного обучения, которая позволит оптимизировать взаимодействие образовательных учреждений в рамках сетевой формы (школа – школа, школа – техникум, школа – учреждения дополнительного образования и т.д.).
Обязательное среднее образование является частью целостной системы непрерывного образования, поэтому меры по его введению потребуют соответствующих изменений в сопредельных ступенях образовательной системы: начальном, среднем и высшем профессиональном образовании.
При поддержке администрации города Управление образования имеет возможность обеспечить научно-методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. Первым результатом является создание четырех ресурсных центров, на базе которых сформируются городские группы по проблемам: управление развитием образовательных учреждений; предпрофильная подготовка и профильное обучение; инновационная работа в образовательных учреждениях; школа гражданского становления.
Школа поможет в беде
Сегодня в городе существуют два образовательных учреждения особого вида – это специальная коррекционная школа VIII вида № 3 и Центр образования.
Центр образования (директор Л.Е. Шардакова) – это учреждение, в котором обучаются дети, попавшие в сложные жизненные обстоятельства, дети из неблагополучных семей, состоящие на учете в отделе по делам несовершеннолетних. Коллектив центра образования на протяжении нескольких лет успешно решает проблему обучения и трудовой занятости детей в каникулярное время. Более 50% выпускников ЦО продолжают свое обучение в средних учебных заведениях.
В коррекционной школе №3 (директор Е.Г. Маркова) созданы все условия для развития творческих способностей детей с отклонениями в развитии. Воспитанники этой школы являются победителями выставок декоративно-прикладного искусства. Их работы ежегодно представляются на городском и областном уровнях.
Эти учреждения помогают социально адаптироваться учащимся, решать проблемы всеобуча, обеспечивать преемственность в работе с социальным приютом, комиссией и отделом по делам несовершеннолетних.
После уроков дети не остаются одни
Дополнительное образование призвано обеспечить не только занятость школьников, но и их развитие. Особенностью дополнительного образования является то, что все его программы работают в соответствии с интересами, природными склонностями и способностями ребят. Лишь в этом случае дополнительное образование качественно и результативно, что подтверждается, например, итогами работы детско-юношеской спортивной школы (директор Н.П. Чумак).
За последние годы школой подготовлены: мастер спорта России по пауэрлифтингу Дмитрий Макаров (тренер Н.М. Жданов), чемпионка России по вольной борьбе Наталья Воробьева (тренер К.К. Джиганчин), чемпион России по пауэрлифтингу Константин Данилов (тренер Н.М. Жданов), мастер спорта России по пауэрлифтингу Столопов Андрей (тренер Н.М. Жданов), серебряный призер первенства России по легкой атлетике Наталья Зыбайло. Всего же школой подготовлено два мастера спорта международного класса, десять мастеров спорта, тридцать девять кандидатов в мастера спорта России. Только за последние два года 107 воспитанников выполнили спортивные разряды, 36 стали победителями городских олимпийских игр, 153 учащихся ДЮСШ стали чемпионами, призерами областных, зональных, всероссийских соревнований.
Для коллектива другого учреждения дополнительного образования - ЦДО «Кристалл» последние годы после завершения капитального ремонта здания стали этапами определения путей совершенствования, модернизации деятельности образовательного учреждения. В целях повышения качества дополнительного образования планируется использовать формы интеграции программ основного (общего) и дополнительного образования; ввести систему использования учащимися знаний и умений, полученных на уроках, в их внеклассной и внешкольной работе, в учебно-исследовательской деятельности, в работе кружков, клубов, студий, в разнообразных культурно-досуговых программах. Намеченные действия позволят блоку дополнительного образования стать неотъемлемой составной частью целостной образовательной системы города.
Впереди – интересная и напряженная работа
Предстоящие учебные годы будут ознаменован активной реализацией приоритетного национального проекта «Образование», который призван утвердить ценность образования, удовлетворять образовательные потребности общества. Анализ деятельности общеобразовательных учреждений за прошлый учебный год, анализ аттестации учащихся при их поступлении в ВУЗы обозначил определенные проблемы в этом направлении. Поэтому предстоит работа по развитию муниципальной системы обеспечения качества образовательных услуг. И это работа не одного года. Предстоит реализовать ряд программных мероприятий по совершенствованию систем оценки деятельности образовательных учреждений и оценки качества образования, психолого-педагогического, научно-методического обеспечения развития учреждений образования, аттестации учреждений, педагогических, руководящих кадров, специалистов УОиМП. Так что впереди работников образования ждет интересная и напряженная работа.
Контакты
Управление образования и молодежной политики мэрии города Тулуна:
Начальник Управления образования Комитета социальной политики администрации городского округа Наталья Анатольевна Щербакова – тел. 2-16-30;
Приемная – 2-13-19
Email: tuoimp@irmail.ru