7 июня 2007 г.
Дополнительное образование нуждается в развитии
Дополнительное образование призвано решать проблемы занятости детей и подростков, способствовать развитию их творчества. Внеурочное образование выполняет не только обучающие функции, но и воспитательные, реабилитационные, профилактические. Особой формой дополнительного образования является организация каникулярного времени детей. Важность дополнительного образования в процессе воспитания детей трудно переоценить. Неслучайно поэтому вопрос о перспективах развития системы дополнительного образования детей и подростков рассматривался в ходе майской сессии Думы города Тулуна.
На сегодняшний день система дополнительного образования в городе Тулуне представлена двумя учреждениями, находящимися в ведении отдела образования и молодежной политики – детская юношеская спортивная школа, центр дополнительного образования «Кристалл»; двумя учреждениями культуры - художественная школа, музыкальная школа; дополнительным образованием в условиях общеобразовательных учреждений – кружками, клубами, секциями, студиями. Учреждениями дополнительного образования и отделениями дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях гимназии и прогимназии №5 «Гармония» накоплен немалый опыт работы с детьми и подростками по разным направлениям. 87% услуг дополнительного образования дети и подростки получают бесплатно. Это очень важный показатель, так как более половины детей посещающих ЦДО «Кристалл» и ДЮСШ, а также кружки и секции на базе образовательных учреждений - это дети из малообеспеченных семей и дети, относящиеся к группе риска.
Из анализа занятости детей и подростков в дополнительном образовании следует, что из 5359 учащихся кружки и секции посещает 81% (относительная занятость) и 56% (абсолютная занятость) учащихся. Общее количество кружков в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования составляет свыше 200. Однако основную массу составляют кружки, секции и клубы не требующие больших материальных затрат: кружки художественного творчества, эколого-биологические, эстетические, краеведческие и т.п. А вот направления технического творчества развиты слабо. Недостаточная материально-техническая база учреждений дополнительного образования не позволяет активизировать работу по научно-техническому, естественно-научному, спортивно-техническому и туристическому направлениям.
В силу разного рода проблем, присутствующих в дополнительном образовании, проявляется тенденция к снижению возраста детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования (более 80% обучающихся составляют дошкольники, учащиеся младшего и среднего школьного возраста). Причины этого – слабое материально-техническое и финансовое обеспечение образовательного процесса для учащихся старшего школьного возраста и молодежи; низкий потенциал педагогических кадров для работы с подростками, слабая психолого-педагогическая подготовка педагогов. Как следствие недостаточной работы с подростками, в том числе учреждений дополнительного образования, можно рассматривать социально-негативное поведение в молодежной среде.
К числу наиболее злободневных проблем дополнительного образования относятся: недостаточно сформированная учебно-методическая база программ дополнительного образования; отставание темпов развития дополнительного образования от роста числа детей, нуждающихся в коррекционных индивидуализированных формах образовательной реабилитации; недостаточно эффективные формы работы с детьми–инвалидами, безнадзорными детьми, детьми, склонными к асоциальному поведению; дефицит финансирования; неудовлетворительное состояние зданий и их материально-техническое оснащение. Для расширения спектра образовательных услуг музыкальной и художественной школ, которые расположены в приспособленных зданиях, не соответствующих санитарным нормам, необходимо наличие свободных площадей. Учреждения дополнительного образования слабо работают по сохранению контингента обучающихся. В то же время музыкальная и художественная школы ежегодно вынуждены отказывать в приеме 30% желающих по причине нехватки площадей для организации учебного процесса.
Исходя из анализа деятельности учреждений дополнительного образования выделены следующие основные направления развития дополнительного образования: формирование теоретических основ дополнительного образования детей; развитие материально-технической и технологической базы; организационное, правовое и финансовое обеспечение развития дополнительного образования; укрепление кадрового потенциала; создание условий для укрепления здоровья, развития физической культуры и здорового образа жизни.
По материалам выступления перед депутатами Думы города Тулуна заместителя начальника УОиМП М.В. Чертовских
Использование материалов допустимо только со ссылкой на официальный сайт Думы городского округа