4 июня 2007 г.
Почему лихорадит жилищно-коммунальное хозяйство нашего города?
Жилищно-коммунальное хозяйство в нашем городе уже традиционно превратилось в проблемную сферу. Из года в год городская администрация, предприятия ЖКХ пытаются проводить какие-то мероприятия по стабилизации ситуации, но не всегда это получается успешно. И в особенности это касается коммунального хозяйства, где, несмотря на огромные вливания денежных средств из бюджета города, за последний год ситуация превратилась в критическую. В жилищном хозяйстве положение дел до последнего времени было более или менее стабильным. С разделением в 2004 году предприятий на коммунальное и жилищное, жилой фонд стал постепенно преображаться. Но в последнее время и эту сферу нашего города начало лихорадить.
А началась лихорадка в конце 2006 года, когда мэр города решил создать Единый расчетно-кассовый центр для сбора платежей за жилищные и коммунальные услуги. С 1 марта ЕРКЦ начал работать. Коммунальное предприятие «Инженерные сети», как муниципальное предприятие, естественно, вынуждено было заключить договор на услуги с данным предприятием. А вот «Жилищным трестом» добровольно принудительное заключение договора на обслуживание в ЕРКЦ было воспринято в «штыки». Администрацию предприятия, отказавшуюся заключить кабальный договор, понять можно - не хочется ей терять честно заработанные деньги в качестве оплаты процентов за сбор, тем более, что сам сбор денег в ООО «Жилищный трест» налажен и составляет 96%. И обходится предприятию собственный сбор гораздо дешевле, чем тот сбор, что предлагает ЕРКЦ.
Что же мы имеем в итоге? Жители города, являясь собственниками многоквартирных домов, выбрали в качестве управляющей организации по управлению своими домами ООО «Жилищный трест». Это означает, что данная управляющая организация должна заключить договоры на поставку услуг с поставщиками, и именно она должна рассчитываться с ними, а не население. А население вносит квартплату непосредственно на счета управляющей организации. Юридически это так. Фактически же с подачи администрации, которая не позволяет «Инженерным сетям» заключить договор с ООО «Жилтрест», получается непосредственное управление, при котором население само рассчитывается с ресурсоснабжающей организацией («Инженерные сети») и жилищной организацией («Жилтрест»), да еще к тому же и через «транзитную» фирму (ЕРКЦ). На лицо нарушения федеральных законов, а именно Жилищного кодекса.
Какой выход из создавшейся ситуации? Администрация города не должна мешать созданию взаимоотношений между управляющими организациями и ресурсоснабжающим предприятием, как того и требует Жилищный кодекс. Ведь роль администрации в этом вопросе - создание и поддержка развития нормальных рыночных отношений, а также подготовка необходимой нормативно-правовой базы. Если, к примеру, у ООО «Жилтрест» возникают какие-либо проблемы, то городская администрация должна помочь ему в их разрешении. Если жители какого-то дома изъявили желание создать товарищество собственников жилья, то администрация должна помочь этим людям в создании ТСЖ (не выставляя им каких-либо условий). В случае, если на данном рынке услуг начинает работать новая управляющая организация, которой люди доверили управление своим жильем, то городская администрация должна помочь и ей. Потому что задача у всех одна – предоставление качественных услуг, улучшение условий проживания собственников и арендаторов жилья.
Другими словами, местная власть не должна отдавать предпочтение ни одной из управляющих организаций независимо от их форм собственности, не должна она навязывать и способов управления многоквартирным домом. Люди сами должны определиться со способом управления своим домом. И городская администрация должна уважать их выбор.
К концу 2007 года все собственники многоквартирных домов должны определиться со способом управления своими жилыми помещениями. И здесь, к сожалению, необходимо отметить, что разъяснительная работа среди населения городской администрацией ведется крайне слабо. А между тем, у каждого способа управления имеются свои плюсы и минусы. И чтобы сориентироваться, принять правильное решение, необходима большая разъяснительная работа. Пока же этой работой в нашем городе занимаются только представители ООО «Жилищный трест».
Что же касается вопроса о правомерности создания ЕРКЦ и насильственного навязывания предприятиям ЖКХ услуг по обслуживанию в данном предприятии, то ответ на этот вопрос дает письмо Министерства регионального развития РФ № 8167-ЮТ/07 от 2 мая 2007 года «О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги». Данное письмо расставляет все точки над i. В нем четко и ясно говорится о том, что органы местного самоуправления (городская администрация) не имеют права создавать транзитные предприятия по сбору денежных средств (наподобие созданного ЕРКЦ), а также издавать нормативно-правовые акты по установке порядка взимания квартплаты, так как это не входит в их компетенцию и не относится к вопросам местного самоуправления.
На основании вышеизложенного призываю В.Н. Пивня при исполнении своих полномочий на посту мэра городского округа действовать в рамках исполнения законов Российской Федерации, Устава Иркутской области, Устава муниципального образования «город Тулун»; строить свою дальнейшую работу на основе уважительного, понимающего отношения к руководителям предприятий, работающим в системе ЖКХ.
Председатель Думы города Тулуна Ю.В. Карих
Письмо Министерства регионального развития РФ № 8167-ЮТ/07 от 2 мая 2007 года «О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги»