13 февраля 2007 г.
Каким путем пойдет ЖКХ нашего города?
Прошли депутатские слушания по вопросу реформы ЖКХ. Итоги жилищно-коммунальной реформы за прошедший период и дальнейшие перспективы развития системы жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании – «город Тулун» - такова была тема депутатских слушаний. В их ходе были выработаны рекомендации городской администрации в решении вопросов ЖКХ.
В слушаниях приняли участие депутаты Думы городского округа, представители администрации Тулуна и предприятий ЖКХ. Стоит отметить, что слушания были активными и живыми, много было высказано мнений. Но появились и результаты, ведь в споре, как известно, рождается истина.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства, начавшаяся еще в 2003 году, до сих пор остается одной из самых актуальных и злободневных тем, поскольку касается она каждого жителя благоустроенного сектора, будь то собственник жилья или его арендатор, проживающий на своих законных метрах на основе договора социального найма. С каждым годом реформа все больше набирала обороты, она настойчиво заявляла о себе. Этому, естественно, в немалой степени способствовали новые законы, и в первую очередь, новый Жилищный кодекс. В ЖКХ российских городов начались изменения, стали появляться управляющие компании.
В то время изменения произошли и в жилищно-коммунальном хозяйстве нашего города, было принято решение о разделении жилищной и коммунальной ветвей. Предприятия, созданные в то время, именовались - Тулунское городское коммунальное хозяйство и Тулунское городское жилищное хозяйство. В последствии и ТГКХ, и ТГЖХ были упразднены, им на смену пришли – муниципальное предприятия «Инженерные сети» и ООО «Жилищный трест». Каждое из предприятий – это управляющая организация, осуществляющая свои функции на основе договорных отношений с подрядными организациями, обществами с ограниченной ответственностью. Итоги их работы как раз и рассматривались на депутатских слушаниях. Цель же данного мероприятия заключалось в том, чтобы, подведя итоги, определить, в том ли направлении развивается реформа в нашем городе.
Генеральный директор МП «Инженерные сети» С.В. Бояркин в своем выступлении отметил тот факт, что пройден сложный и многотрудный этап – шла реконструкция котельных, в некоторых – и модернизация, приведение городских теплоисточников в надлежащее, работоспособное состояние. На очереди – реконструкция инженерных сетей, достигших предельного износа. Финансовое положение предприятия сложное: кредиторская задолженность составляет 79 млн. рублей, дебиторская – 41.
В управляющей организации «Жилищный трест» положение совершенно иное. Генеральный директор предприятия В.Н. Коротков, подводя итоги работы, привел их в сравнении с результатами деятельности канувшего в лету ТГЖХ. Численность работающих снизилась двое, что, естественно, ведет к экономии фонда оплаты труда; отсутствуют долги по зарплате, даже выплачивается аванс, в то время, как в ТГЖХ долг сохранялся на уровне четырех месяцев; нет долгов по налогам; ежегодно проводятся плановые ремонты оборудования в подвалах домов, подающих тепло и воду (2004-й – 4 млн. руб., 2005-й – 6, 2006-й – 6,6), благодаря чему в несколько раз снизилось количество заявок от населения, существенно меньше стало и жалоб. Управляющая организация обеспечивает обслуживание и содержание 294 многоквартирных домов, из них 109 – выбрали «Жилищный трест» в качестве управляющей компании.
До последнего времени обе управляющих организации выполняли каждая свои функции, лишь косвенно взаимодействуя друг с другом. Одни вырабатывали тепло, поднимали из недр земли и грели воду, и доставляли все это до жилого дома, это и была граница их ответственности. Другие следили за тем, чтобы все это, начиная от подвала дома, дошло до потребителя. Каждый из них занимался сбором своих платежей, работал со своими должниками.
Теперь ситуация меняется, так как меняется законодательство. Муниципалитет намерен заключить договор с поставщиком услуг ЖКХ, а им становится жилищная управляющая организация, то есть, пока нет конкурентов, – это ООО «Жилищный трест». Именно «Жилищный трест» будет заключать договоры с различными подрядными организациями, трест будет по всем вопросам контактировать с населением, будь то качество услуг (тепло- водоснабжение, благоустройство, содержание жилья и т.д.), осуществлять сбор платежей, работать с неплательщиками. При этом именно трест будет рассчитываться с «Инженерными сетями», как с порядной организацией, за поставку тепла и воды, которое в новых условиях будет избавлено от головной боли из-за должников. Их задача – только поставка тепла и воды, остальное – дело треста. Таким образом, при нынешних условиях за счет «Жилищного треста» будут оплачиваться потери в сетях тепло- и водоснабжения, причем среди этих потерь есть и такие, которые обусловлены неэффективным расходованием энергоресурсов и денежных средств «Инженерными сетями». И в этом порочность вводимой схемы взаимоотношений. Как отметили депутаты, крайне нестабильное финансовое положение одного предприятия будет компенсироваться прочным финансовым положением другого.
И здесь как никогда остро возникает вопрос конкуренции. В связи с этим председатель Думы Ю.В. Карих отметил то, что в настоящее время конкуренция в ЖКХ – это уже просто насущная необходимость, потому что муниципальное коммунальное предприятие в решении своих проблем привыкло рассчитывать не на себя, не на свои резервы, а на помощь бюджета, деньги из которого постоянно направляются на эти цели. Если же за дело взялся бы хозяин, предприниматель, то первое, что бы он сделал, так это проследил за тем, как расходуются ресурсы в его котельной, не теряется ли тепло по дороге к дому, ведь это его деньги. Следующим его шагом, наверняка, стала бы модернизация оборудования, снижение затрат из-за непродуктивно работающих механизмов. А между тем сегодня все эти потери ложатся дополнительным бременем на плечи потребителей коммунальных услуг.
В ходе обсуждения не раз звучало то, что пришло время, когда необходимо развитие частной инициативы и создание конкуренции в сфере управления жильем, что нужно рассматривать вопрос о постепенной передаче имущества на конкурсной основе в аренду частным организациям. Роль же органов местного самоуправления в том, чтобы создать условия для развития нормальных рыночных отношений в сфере ЖКХ. При этом местная власть не должна вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность предприятий, отношения же между управляющими организациями и поставщиками услуг должны строиться ими самостоятельно и только на договорной основе.
Ныне же всё, что касается тепло- и водоснабжения находится в ведении «Инженерных сетей». И «Жилищному тресту» в отсутствии других поставщиков коммунальных услуг придется брать то тепло, какое они вырабатывают, по тому тарифу, какой установит монополист.
При этом следует отметить, что и сам муниципалитет лишен права выбора, так как нет другой управляющей организации кроме «Жилищного треста». Но, как прозвучало в обсуждении из уст заместителя мэра Тулуна С.А. Шевцова, к началу 2008 года будет объявлен конкурс на право управления жилищным фондом. Что же касается теплоисточников, то, по словам С.А. Шевцова, уже готовятся документы для передачи в частное управление нескольких школьных котельных.
Состоявшийся разговор показал, что этап осознания, изучение чужого опыта, анализ собственного уже почти закончен, новые экономические отношения необходимы жилищно-коммунальному хозяйству, поэтому пора приступить к реализации реформы ЖКХ по-настоящему со всем необходимым набором участников этой новой игры.
Использование материалов допустимо только со ссылкой на официальный сайт Думы городского округа