18 февраля 2008 г.
Информация о реализации национального проекта «Образование» в городе Тулуне
Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».
Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено два взаимодополняющих подхода. Во-первых, предстоит выявить возможные «точки роста». Государство будет стимулировать инновационные программы, поощрять лучших учителей, выплачивать гранты талантливым молодым ученым – то есть делать ставку на лидеров и распространять их опыт. Необходимо поощрять тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получат наиболее эффективные и успешные образовательные практики – чтобы впоследствии они дали обществу примеры качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех. Во-вторых, проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Наконец, значительные изменения коснутся механизмов финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития будут направляться непосредственно в школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы.
Нацпроекту "Образование" - два года. Самое время не то чтобы подводить итоги, но, по крайней мере, разобраться, зачем его затеяли, что он уже дает и что может дать в перспективе. Самое главное сегодня - это то, что в нацпроекте стала видна СИСТЕМА. Это не просто разрозненные вливания денег, а четко продуманное финансирование принципиально важных для системы образования направлений.
Приоритетный национальный проект «Образование» включает направления:
-
«Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования»;
-
«Внедрение современных образовательных технологий»;
-
«Повышения уровня воспитательной работы в школах»;
-
«Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня»;
-
«Развитие системы профессиональной подготовки в армии».
По направлению «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования» основными блоками мероприятий являются:
1) стимулирование ВУЗов и общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы.
Главная задача - помочь школам реализовать наиболее важные направления развития образования. По результатам двух лет участия в ПНП «Образование» два учреждения: МОУ гимназия, МОУ СОШ № 1 - прошли общественно-государственную экспертизу и получили грантовое вознаграждение в размере 1 млн. руб. каждая. Высокая рейтинговая оценка по результатам общественной экспертизы у МОУ СОШ № 1: среди 53 ОУ Иркутской области, победивших в конкурсе в 2007 году, школа на 3 позиции.
2) поощрение лучших учителей за высокое педагогическое мастерство значительный вклад в образование
- В 2006 году шесть лучших педагогов (из 9 заявленных) образовательных учреждений города получили вознаграждение в сумме 100 000 рублей (Богонос Л.В., шк.1; Бернацкая И.А., гимназия; Желтко Г.М., гимназия; Лаптева О.В., шк.25; Истомина Е.Д., шк.25; Мушникова Т.С., прогимназия).
- В 2007 году прошли конкурсный отбор 8 педагогов города (из 9 заявленных): Рукосуева О.Ю., шк.1; Тюкавкина И.В., шк.1; Коновалова О.Н., гимназия; Ильина Л.М., гимназия; Войлошникова Е.Б., шк.20; Корсак Н.С., шк.20; Ульданова И.В., шк.25; Клепикова Л.О., прогимназия. На областном форуме «Образование Приангарья» учителями Ульдановой И.В., Олюхно Т.Г. были представлены мастер-классы, которые получили высокую оценку общественной экспертизы.
Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы - эти компоненты национального проекта содействуют повышению открытости образовательной системы, ее восприимчивости к запросам граждан и общества.
в) государственная поддержка талантливой молодёжи
Для поддержки талантливых учащихся и молодёжи в программе развития образования предусмотрен ряд мероприятий и конкурсов, в которых реализуются творческие и интеллектуальные способности: участие в олимпиадах (городских, областных); защита исследовательских и проектных работ; ежегодная стипендия мэра города; встреча медалистов с мэром города; участие медалистов в областном губернаторском бале; «Умники умницы» (для учащихся начальной школы); «Ученик года» (городской, областной); «Слёт отличников» (для учащихся 4-х классов); участие учащихся 9-11 классов в региональном проекте «Шаг в будущее, Юниор», «Шаг в будущее, Сибирь»; мероприятия в рамках работы городских методических объединений; мероприятия, проводимые в соответствии с областным планом работы. За период 2005-07 годы в различных мероприятиях приняло участие более 3 800 учащихся.
По направлению "Внедрение современных образовательных технологий" основными блоками мероприятий являются:
-
создание, закупка и размещение в открытом доступе в сети Интернет информационных образовательных ресурсов;
-
подключение школ к сети Интернет; приобретение и поставка в общеобразовательные учреждения компьютерного оборудования;
-
оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием.
За весь период реализации приоритетного национального проекта все средние школы и прогимназия подключены к сети Интернет, свободный доступ к которому способствует модернизации учебно-образовательного процесса, применению эффективных форм работы, в том числе проектных и информационно-коммуникационных, активному участию школьников в разных информационных, виртуальных проектах («Школьный Интернет», Web-страница «Классная мама», «ГолоWWWастик»и др.).
Кроме того, важная задача - обеспечить всем школьникам одинаковые возможности для получения хорошего образования. Понятно, что не каждый ребенок (как и учитель) из отдаленного северного городка или поселка хотя бы раз в жизни побывает в той же Третьяковской галерее. А с помощью компьютера, подключенного к Интернету, можно участвовать в виртуальных экскурсиях не только по российским, но и зарубежным музеям, проводить опыты и эксперименты.
Реализация данного направления позволит и учителям, и школьникам освоить современные информационные технологии, что в конечном счете приведет к формированию единого образовательного пространства на всей территории страны.
Кроме того, нормальный двусторонний доступ к образовательным ресурсам, включая Федеральный центр информационных образовательных ресурсов, даст педагогам и учащимся возможность использовать наиболее актуальные и современные методические, научные и учебные материалы, а также организовать эффективную обратную связь между участниками учебного процесса.
В течение двух лет с момента подключения оплата круглосуточного неограниченного доступа образовательных учреждений к сети Интернет на скорости не менее 128 кбит/с осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Министерство образования и науки РФ совместно с Министерством информационных технологий и связи РФ планирует проведение второго конкурса по оплате услуг связи в 2008–2009 годах. В дальнейшем вопрос об оплате доступа к сети Интернет будет решаться на уровне субъектов.
Подключение к локальной сети Интернет позволяет и педагогам повышать свой профессиональный уровень через обучение на дистанционных курсах по предмету, предпрофильной подготовке и профильному обучению (18 чел. получили сертификат о прохождении курсов.). В МОУ СОШ №№ 1, 2, 4, 7, 20, 25 поставлены компьютерные классы, которые подключены в локальную сеть, что позволяет обеспечить развитие технической основы для внедрения современных образовательных технологий
С 2008 года Мининформсвязи и Минобрнауки планируют централизованно обеспечить все школы лицензионным программным обеспечением. А через три года все школы смогут пользоваться свободными программными продуктами (то есть бесплатным софтом). Кроме того, у педагогов появилась возможность создавать свои электронные пособия; разработка системы электронных образовательных ресурсов нового поколения должна привести к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ.
Использование инновационного потенциала образовательных учреждений является важным фактором для системного развития школьного образования. Школы активно включились в инновационную деятельность:
- МОУ СОШ № 1, МДОУ «Теремок» - федеральные экспериментальные площадки по проблемам образования;
- функционирует 22 экспериментальные площадки областного, муниципального, школьного уровней в 14 образовательных учреждений;
Школа № 1 – областной опорный центр введения предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- под научным руководством сотрудников ИИПКРО, ИГПУ созданы проблемные группы по решению вопросов управления образованием.
Гранты, полученные МОУ СОШ № 1 и гимназией, позволили улучшить материально-техническую базу учреждений с целью обновлений технологий обучения и воспитания (лингафонный кабинет, учебно-методические пособия и лабораторное оборудование).
Использование информационных технологий позволило сформировать положительную мотивацию учебной деятельности школьников, осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к обучению, и как результат этого
-
участие школьников в конкурсах «Школьный Интернет» - 42%, «ГолоWWWастик» - 18%,
-
создание школьных сайтов – 20%,
-
участие в конкурсе «Сто лучших проектов» - гимназия получила грант на внедрение своего проекта – 20 000,
-
активизировалась деятельность школьников по презентации своих проектов на сайтах различного уровня – 29%,
-
использование педагогами ресурсов Интернет, интерактивных комплексов в проведении занятий позволили повысить наглядность учебного процесса, активизировать обратную связь на уроке;
-
повысилось качество преподавания информатики на 4,1%
-
появилась возможность дистанционного повышения квалификации педагогов (18 педагогов прошли обучение по предпрофильной подготовке и профильному образованию, 8 педагогов – по преподаваемым предметам); заключены контракты по дистанционному обучению школьников в ТУСУР (Томский университет систем управления радиоэлектроникой);
-
тьюторское сопровождение обучение педагогов по использованию информационных технологий – 90% педагогов владеют и применяют информационно-коммуникационные технологии.
ПНПО способствует позитивным изменениям в образовательной сфере. Для распространения опыта лучших учителей создана педагогическая мастерская учителей «Лидер».
Из средств областного бюджета 1 ученик получил премию губернатора Иркутской области.
- получили учебно-наглядное пособие для кабинетов физики, химии, биологии
ОУ |
2006/07 |
2007/08 (планируется) |
МОУ СОШ № 1 |
географии,
интеракт. доска |
|
МОУ СОШ № 2 |
|
интеракт. доска |
МОУ СОШ № 4 |
|
биологии |
МОУ СОШ № 6 |
химии |
интеракт. компл. |
МОУ СОШ № 7 |
|
физики |
МОУ СОШ № 19 |
|
биологии |
МОУ СОШ № 20 |
биологии |
|
МОУ СОШ № 25 |
физики |
|
МОУ гимназия |
интеракт. комплекс, химии |
|
МОУ прогимназия |
интеракт. доска |
|
ЦО |
|
|
школа-сад № 3 |
|
|
По направлению «Повышение уровня воспитательной работы в школах» основным мероприятием является выплата дополнительного ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство, включая учителей начальных классов из расчёта 1 000 рублей за полнокомплектный класс (25 чел.). В классах меньшей наполняемости выплаты осуществляются пропорционально количеству учащихся.
за 2006 год выплата составила – 3971,9 рублей
за 2007 год – 3109,7 рублей. Итого за 2 года – 7081,6 рублей.
Каждое направление национального проекта является комплексным в том смысле, что ведет к целому ряду принципиальных подвижек в качестве образования.
-
Координированием вопросов реализации, хода приоритетного национального проекта в городе занимается муниципальный координационный совет, куда входят представители власти, общественных организаций, специалисты образования, победители конкурсного отбора среди школ и педагогов прошлых лет.
-
В рамках работы городских методических объединений проведены заседания с представлением мастер-классов педагогов, победивших в конкурсном отборе.
-
Планируются публичные отчёты школ о расходовании средств, полученных в рамках проекта «Образование»
-
Решены вопросы перехода на новые федеральные образовательные стандарты, внедряют содержание национально-регионального компонента по учебным курсам «Информатика», разработаны примерная программа модуля «Практика работы на компьютере» для начальной школы. Изучение предмета «Информатика» введено со 2 класса.
-
Проводятся инструктивные совещания и семинары, на которых доводятся до сведения единые требования к документально-содержательному оформлению пакета документов.
-
Проводятся творческие самопрезентации общеобразовательных учреждений города и педагогов в рамках городского конкурса «Образцовое учреждение».
Ежегодно общеобразовательные учреждения представляют и проходят общественную экспертизу своей деятельности на областном образовательном форуме «Образование Приангарья».
Мы видим, что разные компоненты национального проекта усиливают друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги.
В первую очередь направления Проекта комплексно работают на скорейшее введение и распространение новых финансовых механизмов, а также на развитие общественного участия в управлении образованием - наиболее действенные регулятивы качества образования.
С целью реализации основных мероприятий государственной образовательной политики, выявления и стимулирования лучших образовательных учреждений и педагогов, учащихся, одарённой молодёжи:
-
на областном уровне предусмотрены грантовые поддержки губернатора Иркутской области лучших образовательных учреждений от 100 000 до 500 000 рублей;
-
в Программе развития городской системы образования предусмотрена грантовая поддержка педагогов, участвовавших, но не прошедших конкурсный отбор в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;
-
из местного бюджета выделено 581 323, 74 рублей для повышения профессионального уровня, развития творческого мастерства педагогов; 1 542 524, 57 рублей для развития материально-технической базы учреждений и научно-методического сопровождения образовательного процесса; 254 630 рублей для поддержки талантливых и одарённых учащихся.
По материалам информации начальника отдела образования Т.И. Халюковой, подготовленной для рассмотрения Думой городского округа